Когда ВПП изношена до дыр: реконструкция муниципального аэропорта Альберт Ли

Когда ВПП изношена до дыр: реконструкция муниципального аэропорта Альберт Ли

Родители, пережившие Великую депрессию, частенько говорили Джиму Хэнсону (Jim Hanson): «Используй все до конца, изнашивай до дыр, пускай все на тебя работает».

И в течение многих лет именно это он и делал в качестве управляющего муниципальным аэропортом Альберт Ли, собственником которого является город, расположенный на юге центральной части штата Миннесота.

Реконструкция ВПП Муниципального аэропорта Альберт ЛиМуниципальный аэропорт Альберт Ли (Albert Lea Municipal Airport) — гражданский аэропорт, расположенный в 6 км от бизнес-центра города Альберт Ли, шт. Миннесота.

Аэропорт занимает площадь 110 га и расположен на высоте 384 м над уровнем моря.

Аэропорт обладает двумя взлетно-посадочными полосами:

  • 16/34 длиной 1372 м (до реконструкции)/ 1524 м (после реконструкции) с асфальтовым покрытием;
  • 4/22 длиной 883 м с асфальтовым покрытием.

Хэнсон устроился на работу в аэропорт Альберт Ли в 1982 году, в то время трава пробивалась через трещины асфальта взлетно-посадочной полосы, а ангары находились в ужасно допотопном состоянии.

«Все сооружения возводились в то время, когда большая часть частных самолетов имела шасси на хвосте, а большая часть корпоративных самолетов имели четырех-шести поршневые двигатели одной и той же модели, — вспоминает Хэнсон. — Сама ВПП, ее огни и все здания были предназначены для самолетов той эпохи. Город добросовестно старался что-то наверстывать и поддерживать техническое состояние аэропорта, в то время как другие соседние города проводили реконструкцию своих аэропортов. Но всегда наступает такой момент, когда деваться уже некуда и необходимо решительно начинать делать что-то новое».

Реконструкция ВПП Муниципального аэропорта Альберт Ли

После десятилетий «наверстывания» и «выжимания возможностей» Хэнсон оказался в самом центре внимания городских властей, которые запустили программу строительства практически нового аэропорта. Буквально все, начиная с топливной системы и заканчивая передними опознавательными щитами, было модернизировано в течение этих лет, но последние усовершенствования на аэродроме были особенно важными.

Проект стоимостью в 9,5 миллионов долларов строительства новой взлетно-посадочной полосы длиной 1524 метра и перепрофилирования старой ВПП в полномерную параллельную рулежную дорожку был запущен в 2008 году и завершен в сентябре 2012 года. Рабочие бригады установили соответствующую систему освещения для аэродрома и средства для навигации при заходе самолетов на посадку. В рамках отдельного проекта стоимостью 1,5 миллионов долларов была выполнена реконструкция перрона.

«Наша старая взлетно-посадочная полоса проработала 55 лет и мы выжали из нее еще на 15 лет больше, чем это сделали другие аэропорты из своих ВПП, — отмечает Хэнсон. — Причем на реконструкцию аэропорта мы затратили на несколько миллионов долларов меньше, чем наши соседи».

Хэнсон вспоминает, что проект реконструкции ВПП «назревал» еще в конце 90-х годов прошлого столетия, когда нанесение дополнительных «заплат» и «накладок» уже не решали проблему, и когда настойчивое требование жителей близлежащих кварталов о переносе южной части зоны безопасности попало под пристальное внимание официальных органов из Авиационного комитета Транспортного управления штата Миннесота (Aeronautic Division of the Minnesota Department of Transportation, MnDOT.) Комитет терпел такое положение дел в течение нескольких лет, поскольку Генеральный план аэропорта предусматривал перенос взлетно-посадочной полосы, и было уже отведено новое место под ее строительство. Однако, отсутствие какого-либо движения по пути к намеченной цели сподвигло Транспортное управление на внесение аэропорта в предупредительный список и на отправку им уведомления о том, что Управление задержит финансирование аэропорта до тех пор, пока последний не начнет соблюдать минимальные стандартные требования по безопасности.

«В 2002 году Управление еще раз настойчиво потребовало от нас принятия каких-либо мер по зонированию ВПП, — вспоминает Хансон. — К этому моменту и взлетно-посадочная полоса, и система огней ВПП приближались к 50-летнему сроку своей службы, локальный ремонт выполнялся уже несколько раз. Нельзя было тянуть до бесконечности и снова продолжать латание дыр. Пришло время сделать решительный шаг вперед».

Ветер перемен над аэропортом Альберт Ли

В конце того же года город Альберт Ли подрядил компанию Mead & Hunt на создание плана по компоновке аэропорта с учетом всех требований, исходящих от городских структур, Транспортного управления и Федеральных авиационных властей. Большое внимание было уделено всем типам воздушных судов, пользующихся аэропортом, а также были учтены все самолеты, выполняющие посадку в других местах из-за ограничений по длине ВПП данного аэропорта.

В течение нескольких десятилетий старая полоса аэропорта Альберт Ли длиной 1372 метра была главным «тормозом» в работе в буквальном смысле этого слова.

Реконструкция ВПП Муниципального аэропорта Альберт Ли

«Несмотря на то, что мы обслуживали целый ряд реактивных и турбо-винтовых самолетов на ВПП длиной 1372 метра в течение нескольких лет, эта магическое число 5000 футов (1524 метра) всегда было очень важным для нас, поскольку такая полоса сразу же сделала бы нас привлекательными для всех корпоративных операторов реактивных самолетов», — объясняет Хэнсон.

«Многие корпоративные операторы даже не везут с собой планшеты и трафареты с инструкцией по заходу на посадку по приборам для аэропортов с длиной ВПП менее 1524 метра, поскольку их страховые компании в любом случае не разрешат им выполнять посадку на таких аэродромах. Мы ведь живем в штате Миннесота, наши взлетно-посадочные полосы покрыты льдом в течение как минимум 6 месяцев в году».

Предварительное ТЭО, подготовленное предыдущим консультантом в конце 90-х годов, включало в себя более 10 возможных конфигураций ВПП. Но все они были менее 1524 метра длиной, а поэтому неприемлемы ни для городских властей, ни для Хэнсона.

«Если бы даже мы не смогли построить ВПП длиной 1524 метра на нашем нынешнем месте, мы все равно твердо намерены это сделать и подыскать какое-то другое место для ее строительства, — продолжает Хэнсон. — Хотя мы вполне могли обслуживать более крупные реактивные самолеты, их страховые компании все равно не разрешили бы им выполнять посадку на ВПП длиной менее 1524 метра. Мы постоянно теряли выгоду, поскольку пилоты были вынуждены лететь в близлежащий город Остин, шт. Миннесота, или же в город Мэйсон Сити, шт. Айова».

Поскольку с северной стороны аэропорта находилась небольшая речушка и проходила автострада, а с южной стороны к аэропорту примыкала популярная площадка для игры в гольф, то задача по поиску подходящего места для ВПП оказалась очень сложной. Однако компания Mead & Hunt стала искать нестандартные решения для размещения взетно-посадочной полосы длиной 1524 метра и нашла выход за счет отклонения направления фронтальной автомагистрали с северной части аэродрома и путем изменения угла наклона ВПП с южной стороны таким образом, чтобы обеспечить просвет над дорогой, проходящей параллельно спортивной площадке.

Для обеспечения работоспособности выбранного места аэропорту пришлось перенести примыкающую городскую дорогу, построить бетонный мост, переместить всю инфраструктурную сеть с ливневой канализацией и главным водопроводом, а также выполнить обширную работу по нивелированию. Кроме того, требовалось сохранить природную влажность болотистой почвы площадью 1 гектар.

«При выполнении проектов такого масштаба всегда возникает какая-нибудь проблема, которая угрожает вставить палку в колесо раскрученного процесса, — отмечает Мэтт Вагнер (Matt Wagner), менеджер проектов компании Mead & Hunt. — Одной из самых заметных проблем, которая возникла при проектировании перемещаемой дороги, стало сохранение болотистой почвы».

Реконструкция ВПП Муниципального аэропорта Альберт Ли

Аэропорту пришлось взять перемещенную дорогу в свою собственность, а болотистая территория создавала проблемы для дорожной эстакады. Вода могла переливаться через эстакаду и попадать в болотистую почву, что угрожало эрозией для дороги и насыпного грунта, поддерживающего ограждения эстакады.

«Самой трудной задачей для нас было спроектировать дорогу так, чтобы она вписывалась в физические размеры нашей площадки и в то же время оставить достаточно места для искусственного увлажнения болотистой земли», — вспоминает Мэтт Вагнер.

«Хотя многие аэропорты и избегают локального увлажнения, поскольку боятся «притягивать» к себе диких животных в зону аэропорта, данный тип увлажненной зоны, созданной в аэропорту Альберта Ли, не должен был стать значительным фактором для привлечения животных, так как такая зона не предполагала образования большого количества застойной воды, и решение по локальному увлажнению было принято в качестве наилучшего варианта», — объясняет Мэтт Вагнер.

«Нам пришлось укрепить эстакаду во избежание эрозии насыпи, однако конфигурации выбранного места ставила перед нами очень сложные задачи и трудно было принять решение», — говорит Мэтт Вагнер.

Реконструкция ВПП Муниципального аэропорта Альберт Ли

Речушка, протекавшая через болотистую зону, стекала в озеро Фаунтин (Fountain Lake), в самый центр города Альберт Ли. Все ответственные за охрану окружающей среды лица были заинтересованы в сооружении специальной канавы под перемещенной дорогой для стока речной воды, так как иначе могло бы измениться русло речушки и качество ее воды, что попутно увеличивало бы эрозию почвы по мере стекания воды в озеро, что, в свою очередь, ухудшило бы качество воды в нижней части течения. В ответ на это проектировщики предложили соорудить мост длиной 36 метров, перекрывающий собой всю болотистую зону, что, в конечном счете, стало даже более приемлемым решением для людей, проживающих вниз по течению, поскольку влажная почва болотистой зоны осталась незатронутой.

Городские власти и проектировщик работали одновременно с семью различными подрядчиками в течение всего процесса оценки условий окружающей среды и поиска решения для сохранения микроклимата зоны.

Корректировка плана строительства

«Первоначальный проект аэродрома включал в себя строительство асфальтированных перекрестных рулежных дорожек между новой главной и старой ВПП, которые далее переходили в полностью параллельные рулежные дорожки. Однако в дальнейшем эта задача была отброшена для экономии средств. Маленькие самолеты обычно использовали пересечение центральной части взлетно-посадочной полосы, а более крупным самолетам в любом случае требуется вся длина ВПП, поэтому не было необходимости в дополнительном пересечении», — объясняет Джим Хэнсон.

Даже более раннее предложение по сооружению ориентированной на север системы захода на посадку по приборам (Instrument Landing System, ILS) так же не было принято. Целый ряд проблем отбрасывал эту идею: преобладающая роза ветров, вполне ожидаемые жалобы местных жителей на сопутствующие огни захода, которые мешают игрокам в гольф, а также затраты, необходимые на расширение зоны захода.

«Если бы местных жителей поставили в условия выбора — либо гольф, либо полеты, то вряд ли бы нам понравился результат их выбора», — размышляет Хэнсон.

Одним из многих элементов, который оставался и был очень нужен в использовании — это дорожные маты, помогавшие снизить долгосрочные затраты на техобслуживание на участке первого разворота ВПП аэропорта. Мэтт Вагнер в включил в ТУ использование изделия TruPave, представляющее собой мат, выполненный из высокопластичного полиэстера и стекловолокна, который помогает создавать влажный барьер и тормозит образование трещин. Дорожный мат укладывают в жидкий асфальт, а затем наносят нивелирующий слой и финальный слой поверхности ВПП.

Реконструкция ВПП Муниципального аэропорта Альберт Ли

Хотя поверхность действительно показала низкий уровень растрескивания после первого цикла замерзания/оттаивания, но Мэтт Вагнер отмечает, что нереально замедлить процесс на все 100%.

«Я и так считаю, что данное покрытие дает отличный результат», — говорит он, отмечая, что TruPave устранило почти 90% растрескивания на участке первого разворота ВПП.

Переустановка маяков и зона безопасности

Высокочастотный всенаправленный маяк (VHF Omnidirectional Range, VOR) и автоматизированная система наблюдения за погодой (Automated Weather Observing System, AWOS) были заменены в 2007 году. Поскольку собственником обеих этих систем является государство, Транспортное управление взяло на себя все затраты.

«Данный вариант оказался очень полезным, поскольку большинство гражданских аэропортов в штате применяют заход по маяку VOR», — объясняет Стив Джанки (Steve Jahnke), инженер муниципальной службы и менеджер коммунальных работ.

Когда нехватка маяков VOR стала угрожать срыву проекта, Транспортное управление поставило аэропорт в самый верх списка на получение тех единиц техники, что были уже проставлены в заказе.

«Невозможно переоценить ту значимую роль, которую сыграло Транспортное управление в продвижении данного проекта вперед», — подчеркивает Стив Джанки. — Весь штат их сотрудников нужно приводить в качестве примера сотрудничества и активности в деле регулирования всех взаимоотношений».

«Их оперативные действия по переустановке систем VOR и AWOS пробили брешь в бюрократических играх на откладывание всех дел в долгий ящик и позволило проекту продвигаться очень быстро», — подытоживает Джим Хэнсон.

После переустановки маяка аэропорту понадобилась еще более улучшенная система точного захода на посадку для приема самых современных самолетов, использующих аэропорт. Когда маяк VOR выводит пилотов на нужный аэропорт, они рассчитывают на систему точного захода на посадку, которая выводит их на конкретную ВПП, одновременно обеспечивая вертикальное эшелонирование.

Изначально проектировщики предлагали установить систему ILS для захода на посадку с южного торца ВПП. Однако после приобретения дополнительных 2,6 гектаров земли и переориентирования системы точного захода на посадку в обратном направлении, аэропорт обеспечил себе необходимую зону безопасности, в которой он так сильно нуждался. Поэтому вместо установки полностью комплектной ILS аэропорт просто дополнительно добавил Систему усиления зоны широкого охвата (Wide Area Augmentation System, WAAS) для улучшения приема с GPS с целью обеспечения точного захода на посадку в аэропорт.

Самое положительное в этом то, что система WAAS GPS обошлась в несколько раз дешевле, чем установка полостью оснащенной системы захода на посадку ILS.

«Теперь у нас есть система, которая обеспечивает потолки высотой 76 метров и минимальную видимость длиной в 1,2 километра (почти то же самое, что обеспечивает полностью укомплектованная ILS, что значительно улучшает наши возможности в расчете на всепогодные условия, — говорит Джим Хэнсон. — Кроме того, нам не надо платить за инфраструктуру, за антенны и за интенсивную занятость пространства при заходе на посадку».

«Наша система работает настолько хорошо, что я заключил бы пари с тем, кто предложил бы более дешевый альтернативный вариант даже в том случае, если бы Федеральные власти не финансировали бы 90% стоимости, — добавляет он. — Особое почтение проектировщику Mead & Hunt за выполнение их работ, поскольку наш проект вообще не был бы реализован, если бы мы начали выполнять его с южной стороны над площадкой для гольфа».

Начальные земляные работы и перенос автострады на север аэропорта были выполнены в 2008 году, но весь проект пока простаивал и завершающая работа по нивелировке была выполнена только осенью 2009 года. Рабочим надо было закопать овраг, для чего понадобилось насыпать грунт до высоты в 7,6 метра, чтобы сровнять поверхность до уровня центральной части ВПП.

В 2010 году аэропорт смог соорудить электрокабельную шахту, установить новые огни взлетно-посадочной полосы, подсветку дорожки точного захода на посадку и всенаправленную систему освещения для захода на посадку, а также заасфальтировать ВПП. Разбивка проектов на более мелкие операции позволила свести до минимума простой аэропорта.

Реконструкция ВПП Муниципального аэропорта Альберт Ли

Поскольку Федеральные авиационные власти требуют сначала выполнения самых приоритетных работ, то есть, строительство ВПП и рулежных дорожек, то работы с более низким приоритетом, например, восстановление перрона, пришлось перенести на более поздний срок. В 2011 году началось финансирование работ по перепрофилированию старой ВПП в рулежную дорожку, на что ушел целый год.

«Выражаю свою большую признательность Федеральным авиационным властям, особенно Региональному управлению в Миннеаполисе, — говорит Стив Джанки. — Они здорово пропагандировали продвижение этого проекта и реально помогли получить все необходимое финансирование для такого сложного проекта, состоящего из многих этапов».

В 2012 выполнялась работа по мерам безопасности и по установке ограждений от диких животных, после чего началась реконструкция перрона. Летом 2013 года перрон был реконструирован и город Альберта Ли получил полностью реконструированный аэропорт. Город по-праздничному отметил открытие нового аэропорта.

Завершение проекта

«После многих лет планирования и еще более долгих лет строительства и демонтажа, мы наконец-то реконструировали аэропорт, — говорит Джим Хэнсон. — Нашей целью теперь является обеспечение такой же длительной и хорошей службы, как у старого аэропорта».

Реконструкция ВПП Муниципального аэропорта Альберт Ли

Мэтт Вагнер считает, что проект отвечает долгосрочным интересам как аэропорта, так и его пользователей.

«Данный проект выполнен согласно стандартам Федеральных властей, он повышает безопасность аэропорта и удобство пользователей, — говорит Мэтт Вагнер. — Теперь у нас есть новая взлетно-посадочная полоса, удаленная на запад на 122 метра от старой ВПП, а старая ВПП полностью переделана в полномерную параллельную рулежную дорожку. Это дает возможность пилотам не разворачиваться и рулить в обратном направлении по взлетно-посадочной полосе до аэровокзала или ангаров».

Результаты были оценены Советом аэропортов Миннесоты (Minnesota Council of Airports), который отметил аэропорт Альберт Ли наградой.

«Проект по переносу ВПП в аэропорту Альберт Ли — это пик моей карьеры, — говорит Мэтт Вагнер. — Кто из консультантов может похвастаться тем, что он участвовал в десятилетнем проекте буквально на каждой его стадии — начиная с раннего планирования и заканчивая завершающим строительством?»

Джим Хэнсон оценивает работу Мэтта Вагнера очень высоко: «Мэтт постоянно присутствовал на строительной площадке и объяснял нам все особенности и сложности проекта. Он внимательно выслушивал наши требования и очень терпеливо разъяснял нам все инженерные трудности при возникновении неизбежных или непредвиденных проблем. Мы и вправду высоко оценили его жизнерадостный, напористый энтузиазм в отношении проекта».

Реконструкция ВПП Муниципального аэропорта Альберт Ли

Долгосрочный процесс модернизации аэропорта не был гладким и изобиловал разными подводными камнями — отказами согласовать тот или иной элемент проекта, постоянной местной критикой аэропорта, жалобами на задержки из-за погоды и проблемами в финансировании.

«Это был длительный процесс — если бы мы могли получить все нужное финансирование сразу, то все было бы проще и легче как для аэропорта, так и для летчиков, а также для местных жителей, — отмечает Стив Джанки. — Кроме того, все вышло бы намного дешевле. Хотя я понимаю, что на каждый момент времени имеется столько-то денег и не больше. Но в конечном счете, все сделано замечательно и мы гордимся конечным результатом».

Проект: перенос и удлинение взлетно-посадочной полосы
Основные задачи проекта: увеличение безопасности полетов, дополнительные возможности обслуживания современных гражданских самолетов
Место проведения работ: Муниципальный аэропорт Альберт Ли
Стоимость проекта: 9,5 миллиона долларов
Финансирование: FAA & American Reinvestment & Recovery Act grants (около 95%); городские власти (около 5%); Minnesota Department of Transportation (<1%)
Разработка проекта и управление: Mead & Hunt
Генеральные подрядчики: Sorenson Brothers; Ulland Brothers
Подрядчики по аэродромному покрытию: Ulland Brothers; Legends Concrete
Подрядчики по работам в рамках защиты окружающей среды: Mead & Hunt Runway Lights, Precision Approach Path Indicator Lights & Omni-Directional Approach Lighting: Airport Lighting Co.
Сигнальный огни: Astronics DME Corp.
Нанесение разметки: AGM
Сигнальные фонари: Jaquith Industries
Монтаж системы освещения: Albert Lea Electric; Fox Electric
Ветровой конус: Hali-Brite
Система электропитания: Crest Precast
Система управления электропитанием: Liberty Airport Systems
Радио-оборудование: Rural Electric
Дорожные маты: TruPave(r) от Owens Corning-Trumbull
Монтаж дорожных матов: Road Fabrics

* * *

Ссылки по теме:
Информация об Муниципальном аэропорте Альберт Ли
Mead & Hunt

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены

Поиск