Мост в небо: проект аэропорта «Южный» отвечает интересам будущего

Мост в небо: проект аэропорта «Южный» отвечает интересам будущего

10-12 октября 2013 года в Ростове-на-Дону прошел XIII Международный бизнес-форум, на котором состоялось оглашение итогов конкурса на разработку архитектурного дизайна аэровокзального комплекса аэропорта «Южный» в Ростовской области.

Проект строительства нового аэропорта появился еще в 2011 году, когда администрация Ростовской области совместно с Министерством транспорта РФ объявили о начале работ над проектом. Позднее проект был включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годах)». Также постановлением Правительства Российской Федерации «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» проект строительства аэропортового комплекса «Южный» включен в эту программу (подпрограмма «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры»).

Стадион в Ростове-на-Дону к Чемпионату мира по футболу 2018Согласно Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годах)» срок реализации проекта «Строительство аэропортового комплекса «Южный» — 2011-2015 годы.

В 2011 году была определена и согласована со всеми ведомствами площадка под размещение аэропорта «Южный» — земли Грушевского сельского поселения Аксайского района, вблизи Новочеркасска, и были начаты работы по планировке и межеванию территории.

Правительство Ростовской области полагает, что аэропорт будет введен в эксплуатацию позже намеченного срока, в 2016-2017 годах перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года, часть матчей которого будет проходить в Ростове-на-Дону.

Перенос аэропорта из городской черты Ростова-на-Дону предполагался еще советским генеральным планом развития города на период 1971—2001 годов, но не был осуществлен из-за административных и экономических проблем.

Замминистра Гражданской авиации по внешним связям СССР в 1971–1982 годах Сергей Павлов уверен, что Ростовская область идет по правильному пути развития транспорта.

«Если посмотреть историю гражданской авиации в советское время, то тогда наша страна была аэрофицирована, то есть в любой районный центр выполнялись рейсы гражданской авиации.

Потом это все рухнуло, и в настоящее время в России всего лишь несколько сотен аэродромов могут принимать современные самолеты. Поэтому, конечно, строительство аэродромов — это шаг вперед для того, чтобы население могло передвигаться не только на автобусах и поездах, но и на самолетах, как это было в советское время.»

Сегодня необходимость строительства нового аэропорта обосновывается тем, что существующий аэродром находится в черте города, окружен жилыми кварталами. Взлетно-посадочная полоса аэродрома Ростова-на-Дону слишком коротка для приема больших самолетов, а сам аэропорт исчерпал ресурс развития и расширения.

Аэропорт в Ростове-на-ДонуАэропорт Ростова-на-Дону — международный аэропорт, расположенный в восточной части города, в 8 км от его центра.

Аэродром способен принимать самолёты А-310, А-319, А-320, Боинг-737-400, Боинг-737-500, Боинг-737-800, Боинг-757-200, Боинг-767-300, CRJ, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204, Ту-95 и все более легкие, а также вертолеты всех типов.

Аэропорт Ростова-на-Дону имеет 2 взлетно-посадочные полосы:

  • 04/22 размером 2500×45 м, покрытие — армобетон 33/R/C/W/T;
  • 09/27 размером 1300х85, покрытие — грунт.

В 2013 году аэропорт обслужил около 2,2 миллионов пассажиров.

Новый аэропорт «Южный» будет иметь практически неограниченные возможности для перспективного развития, что делает возможным формирование федерального и международного стыковочного узла на базе аэропорта.

Строительство аэропорта будет осуществляться поэтапно. Пропускная способность первой очереди составит до 8 миллионов пассажиров ежегодно. Расчетная пропускная способность всех очередей проекта составит свыше 3000 пассажиров в час, а годовой объем перевозок — 12 миллионов человек и 70 тысяч тонн грузов.

Проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону

Аэродром «Южный» будет иметь класс А, а аэропорт — первый класс. Планируется строительство двух (одной в первой очереди) параллельных независимых ВПП длиной 4000 м, сделав их пригодными для посадки тяжелых широкофюзеляжных аэробусов, которые будут возить в Ростов болельщиков на матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Общий объем финансирования – 31398,7 млн руб., в том числе:

  • федеральный бюджет - 12185,4 млн руб.;
  • областной бюджет - 907,1 млн руб.;
  • внебюджетные источники - 18306,2 млн руб.

Технические характеристики проекта:

  • расстояние от Ростова-на-Дону — 29 км (40 км от центра города);
  • класс аэропорта — I;
  • класс аэродрома — «А»;
  • длина взлетно-посадочной полосы — до 4000 м.

Планируемые показатели нового аэропортового комплекса:

  • число обслуживаемых пассажиров — 8 млн человек в год;
  • объем обрабатываемых грузов — 70 тыс. тонн в год.

Благоприятное расположение по отношению к воздушным трассам позволит использовать аэропорт «Южный» как стыковочно-транзитный узел на воздушных линиях Европа—Юго-Восточная Азия. Аэропорт сможет эффективно участвовать в интермодальных перевозках благодаря удачному положению вблизи от основных наземных транспортных магистралей и логистических комплексов ростовского транспортного узла.

Председатель комитета ГД РФ по транспорту Евгений Москвичев считает, что строительство нового аэропорта имеет огромное значение и для Ростовской области, и для всей России.

«Появляется большой хаб, появляется возможность для жителей Ростовской области, минуя Москву, летать в другие страны и другие города, развивать региональные перевозки. Уверен, что проведение Чемпионата мира по футболу в 2018-м году в разных городах даст рост подвижности населения, увеличение доходности и богатства местных жителей.»

В адрес организатора конкурса архитектурных проектов аэропортового комплекса «Южный» поступила 21 заявка. В результате квалификационного отбора право принять участие во втором этапе конкурса получили 11 участников. В их числе — ростовская компания ООО «Проектсервис», ООО «Архитектурные исследования» (NefaResearch Architectural Studio), ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», ADP Ingenierie (Франция), ООО «Архитектурное Бюро Асадова», Haptic Architects Ltd (Великобритания), ООО «АБД», Pascall+Watson architects Ltd (Великобритания), ООО «Творческое производственное объединение «Резерв», ООО «Архитектурное бюро Т. Башкаева», консорциум в составе ООО «За бор» (za bor) и ООО «Тотемент/Пейпер», Twelve architects & masterplanners Ltd. (Великобритания).

На втором этапе конкурса участники должны были представить свои архитектурные проекты. Проект должен включать здание аэровокзала и планировку привокзальной площади и учитывать возможность будущего расширения аэропорта.

Проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-ДонуГубернатор Ростовской области Василий Голубев отмечает: «Это крупный и чрезвычайно важный для региона проект, поэтому, несомненно, надо со всей тщательностью подойти к выбору архитектурного решения хаба. И будет здорово, если к определению того, какими будут новые воздушные ворота Ростовской области, мы привлечём лучших архитекторов страны и мира»

В результате по итогам презентации в финал конкурса вышли две компании — ООО «Архитектурное бюро Асадова» и  Twelve Architects, представившие наиболее качественные разработки.

А оглашение итогов конкурса состоялось 10 октября 2013 года в рамках открывшегося в Ростове-на-Дону Международного бизнес-форума. Победителем в международном конкурсе на разработку архитектурного дизайна аэровокзального комплекса аэропорта «Южный» в Ростовской области признана лондонская компания TwelveArchitects.

Проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону

Проект нового аэропорта под названием «Мост в небо» разработал британский архитектор Мэтт Картрайт из бюро Twelve Architects, которое занималось реконструкцией терминалов московского «Шереметьево» и аэропорта Кневичи во Владивостоке.

Проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону

Непосредственной проектировкой комплекса займется немецкая компания ООО «АССМАНН Бератен+Планен», по плану работы начнутся уже в конце 2014 года, а сдача в эксплуатацию намечена на конец 2017 года.

Проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону

На первом этапе строительства внутренняя площадь терминала составит 50 тысяч квадратных метров, причем в дальнейшем ее могут расширить. Средства на постройку взлетно-посадочной полосы аэропорта, рулежных дорожек, стоянки для воздушных судов поступят из федерального бюджета.

Проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону

Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры построят за счет области, а для возведения аэровокзала, инфраструктурных объектов, внутренних дорог и благоустройства привлекут инвесторов.

Проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону

Аэропорт с Ростовом-на-Дону свяжет современная автомобильная дорога I категории, а также железнодорожный экспресс. Как отметил ранее губернатор области Василий Голубев, проект ориентирован даже не на настоящее время, а на будущее, с учетом нужд города в последующие годы.

Глава Росавиации Александр Нерадько так обозначил задачу: «Проектирование аэропортового комплекса «Южный» должно идти  с учетом потребностей будущего развития Ростовской области примерно на 25-30 лет вперед. Надо построить самый современный  аэровозкальный комплекс, с самыми современными галереями, трапами, так чтобы  он проработал еще лет 30.»

Проектированием взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, стоянки для воздушных судов и перрона по итогам конкурса, который прошел в мае 2013 года, займется проектный институт «Аэропроект». Работы будут проводиться за счет средств федерального бюджета.

* * *

Ссылки по теме:
ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону»
Правительство Ростовской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены

Поиск