Операторы Airbus A330 с двигателями Rolls-Royce Trent 700 должны проводить инспекции мотогондол в два раза чаще. На это указывает новая директива европейского агентства EASA, основанная на пересмотренных рекомендациях производителя самолёта.

Проверки, о которых идёт речь, касаются акустических панелей, выстилающих внутреннюю поверхность перед вентилятором двигателя. Изначально EASA (в директиве от сентября 2011 года, основанной на сервисном бюллетене Airbus от мая того же года) требовала осматривать их каждые 24 месяца.

Теперь это нужно делать каждый год, что означает рост — пусть и не значительный — расходов авиакомпаний на работу сервисного персонала и потери от простоя парка.

Руководствуясь выводами, полученными при изучении новых случаев разрушения капота воздухозаборника двигателей Rolls-Royce Trent 700, Airbus провёл новые расчёты пороговых/интервальных значений [для инспекций] и допустимых/ремонтопригодных пределов повреждения, в результате чего была изменена программа проверки.

директива EASA о лётной годности (airworthiness directive) от 4 февраля 2019 года, основанная на сервисном бюллетене Airbus за декабрь 2018-го

Читайте также:  Объединение требований по лицензированию элементов жизненного цикла воздушного судна неминуемо приведет к путанице

Американское FAA по данной теме ранее следовало директивам европейского и на этот раз, вероятно, поступит так же.

Новые случаи

Упомянутые инциденты произошли с двигателями Trent 772B-60.

В мае 2017 года у Airbus A330-243 авиакомпании EgyptAir (MS) во время разбега в Каире (CAI) и в июне 2017 года у такого же самолёта China Eastern Airlines (MU) во время набора высоты после вылета из аэропорта Сиднея (SYD) без видимых причин — будь то поражения молнией или удара от попадания птицы или дрона — от капота гондолы одного из моторов начинали отрываться куски, увлекая за собой соседние части.

Египетский самолёт тогда успел затормозить на полосе, китайский был вынужден вырабатывать топливо и совершать аварийную посадку в аэропорту вылета. Случаи были рассмотрены агентством Bureau d’Enquêtes et d’Analyses (BEA) pour la Sécurité de l’Aviation civile, контролирующим гражданские самолёты производства Франции, его выводы в конечном счёте обвинили низкое качество обшивки внутренней поверхности, которая склонна отслаиваться раньше заданного срока.

Читайте также:  Разумно ли Air Serbia заказывать Superjet’ы

Капоты воздухозаборников для Rolls-Royce Trent 700 поставляет канадская компания Bombardier.

Airbus A330-243 авиакомпании China Eastern Airlines и разрушенный капот его первого двигателя


Пострадавший Airbus 330-243 авиакомпании China Eastern Airlines, фото до инцидента


Разрушенный капот гондолы его двигателя №1 (левого)


Неисправность выявлена вскоре после взлёта, самолёт вернулся и совершил экстренную посадку в Сиднее, Австралия

Airbus A330-243 авиакомпании EgyptAir со своим разрушенным капотом гондолы первого двигателя


Пострадавший Airbus 330-243 авиакомпании EgyptAir, фото до происшествия


Тот же Airbus 330-243 авиакомпании EgyptAir, конструкционный номер 696, с разрушенным капотом гондолы первого двигателя


Инцидент произошёл в аэропорту Каира: капитан воздушного судна зафиксировал неполадки и прервал разбег на взлётно-посадочной полосе

Кто потратится

Самолёты Airbus A330-200 с двигателями Rolls-Royce Trent 772B-60 распространены весьма широко в мировой авиации.

Наиболее популярны — у китайских пользователей: они составляют парк авиакомпаний Air China (CA), Tibet Airlines (TV), Sichuan Airlines (3U), перевозчиков конгломерата HNA Group.

А также на Ближнем Востоке, присутствуя у большинства крупных компаний региона: Etihad Airways (EY), Oman Air (WY), Gulf Air (GF), Kuwait Airways (KU), Middle East Airlines (ME).

Читайте также:  Киль в алмазах

Другие их значимые пользователи — американская American Airlines (AA), испанская Air Europa (UX), австралийская Virgin Australia (VA), индонезийская Garuda (GA) и российский национальный перевозчик Аэрофлот (SU).

Ещё в 2014 году Airbus разработал модификацию для замены опасных панелей. Авиакомпании могут заменить канадские детали, чтобы избавиться от необходимости проводить проверки с удвоенной частотой и уменьшить вероятность получить фотографии своего самолёта с полуразрушенной гондолой.