Принципы раздельного владения и управления российскими аэропортами и объектами внутри них могут в будущем поставить авиаперевозки в стратегический тупик. Отрасль, привыкшая к тому, что капиталовложения в аэродромы остаются за государством, а прибыль — за операторами аэропортов, оказалась принципиально не готова к сокращению бюджетных расходов. Но способны ли российские пассажиры самостоятельно финансировать аэродромную инфраструктуру? И как в других странах организовано управление аэропортами, прежде всего небольшими?
Kризис бюджетных расходов на инфраструктуру, который со следующего года докатится до аэродромов гражданской авиации, заставил задуматься о том, насколько удачна сложившаяся в России схема раздельного владения аэропортами и объектами внутри них. И посмотреть, как это реализовано у нас и "у них".
Как это организовано
Имущество 70 аэропортов федерального значения находится на балансе ФГУП "АГА(А)"
Первый принцип — обособление аэродрома из имущественного комплекса и хозяйственной деятельности аэропорта. Операторы крупных или стратегических (федерального значения) аэропортов не владеют и не управляют аэродромной инфраструктурой, которая вместе с объектами ОрВД находится в федеральной (реже в региональной) собственности, не подлежащей приватизации. На правах хозяйственного ведения она закреплена за специально организованными федеральными государственными унитарными предприятиями — в частности, балансодержателем имущества 70 гражданских аэропортов федерального значения выступает ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "АГА(А)").
Национальная схема, в которой аэродромы обособлены от остального аэропортового имущества, а операторы аэропортов разделены и приватизированы, сочетает в себе недостатки почти всех возможных вариантов