Icelandair (FI) получила 1 марта получила новый Boeing 737 MAX 8, регистрационный номер TF-ICE.

Самолёт, выпущенный в Рентоне, штат Вашингтон, — первый представитель модификации в парке исландского национального перевозчика.


Первый Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Icelandair


Boeing 757-223WL авиакомпании Icelandair, часть из которых будет заменена новыми Boeing 737 MAX

Трансатлантические перелёты с длинной пересадкой

Основа бизнеса Icelandair — стыковочные маршруты через Кеблавик между Северной Америкой и Европой. Эти же пассажиры поддерживают и туристическую отрасль Исландии: около трети из них выбирают удлинённую пересадку и посещают основные достопримечательности страны.

Пока, конечно, исландцам очень далеко до авиационных проектов арабских шейхов с их сотнями широкофюзеляжных самолётов. Но трансатлантический трафик настолько велик, что даже пока собирая его крохи в маленькой стране развилась весьма мощная авиационная отрасль.

На большинстве европейских направлений Icelandair использует узкофюзеляжные Boeing 757-200, которые компания покупала на вторичном рынке. Причём часть самолётов летала даже в России — до тех пор, пока не оказывалась слишком старой для российских перевозчиков. Так, исландцы используют отремонтированные экземпляры после I-Fly (H5) или закрывшейся Трансаэро (UN).

Читайте также:  Третью ВПП в Шереметьево успеют ввести в эксплуатацию к ЧМ-2018

В итоге, средний возраст парка Boeing 757-200 приближается к 23 годам.

Низкая цена приобретения оборачивается высокими эксплуатационными расходами и неудовлетворительным по современным меркам показателям оборачиваемости самолётов, что не может не сказаться на конкурентоспособности бизнеса. Пока бороться приходилось лишь с иностранцами, схема себя оправдывала, но когда конкурент родился рядом, в том же базовом аэропорту, флагману пришлось вложиться в новинки.

Всего было заказано девять единиц MAX 8 и семь более вместительных MAX 9.

В салоне первого прибывшего самолёта установлено 13 кресел бизнес класса, 12 кресел премиального и 126 кресел базового эконом классов.


Карта маршрутной сети авиакомпании Icelandair (нажмите, чтобы увеличить)


Дальность полёта самолётов авиакомпании Icelandair, согласно представлению самого перевозчика

Быстрый рост оказывается слишком медленным

Компании группы Icelandair показывают устойчивый рост пассажиропотока на протяжении последних десяти лет: если в 2008 году было перевезено 1,5 миллиона человек, то в 2017-м уже 4,04 миллиона.

Читайте также:  Во Внуково завершился ремонт участка пересечения ВПП

Но для сохранения лидирующих позиций в стране этого вскоре может оказаться недостаточно. Причина — агрессивная экспансия харизматичного 49-летнего авиатора Скули Моргенсена (Skúli Mogensen). Основав в 2011 году компанию WOW Air, он сумел увлечь инвесторов идеей более качественного воплощения бизнес-модели ровно в то же время банкротившегося лоукостера Iceland Express (HC):

  • сделать ставку на Airbus A321 (самые большие из производившихся тогда узкофюзеляжных самолётов);
  • предложить пассажирам типичный набор услуг с низкой ценой базового билета и всевозможными платными опциями от выбора места (а только вариаций кресел для одного и того же эконом класса на борту самолётов WOW Air может быть до пяти) до питания на борту и туристических услуг во время пересадки;
  • симметрично нарастить маршрутную сеть как в Европе, так и в США с Канадой;
  • работать в типичной для сетевых перевозчиков схеме стыковочных полётов через базовый аэропорт Кеблавик — как у Icelandair —
  • и запастись терпением.

Если в 2012 году клиентами стартапа стали лишь 90 тысяч человек, то по итогам 2017 года их насчиталось уже 2,8 миллиона.

Читайте также:  "Саратовские авиалинии" объяснили отказ от повторного получения сертификата эксплуатанта

Под таким давлением Icelandair и приступила к обновлению.

Новые Boeing 737 MAX помогут значительно (по сравнению с Boeing 757-200) сократить время оборота в аэропортах, серьёзно понизить эксплуатационные расходы, привлечь пассажиров новым дизайном салона и расширить число обслуживаемых аэропортов в Европе.

Освободившиеся старые самолёты — их преимущество в большей дальности полёта — можно будет перебросить для расширения покрытия в США.


Airbus A321-253N авиакомпании WOW Air


Карта маршрутной сети авиакомпании WOW Air (нажмите, чтобы увеличить)