Sukhoi Superjet 100 — первый коммерческий самолёт, целиком разработанный в России после распада СССР.

Первый полёт прототипа состоялся 19 мая 2008 года, а стартовым пользователем стал национальный (на тот момент) перевозчик Армении Armavia (U8): в регулярный сервис авиалайнер поступил 21 апреля 2011 года, совершив рейс из Еревана (EVN) в Шереметьево (SVO).

За текущую историю модели выпущено свыше 155 самолётов, потеряно три, в том числе один — во время демонстрационного полёта в Индонезии. Жертвами этих катастроф стали 86 человек.

  • Самолёт: Sukhoi Superjet 100-95B, регистрационный номер 97004, msn 95004.
  • Дата и время: 12 мая 2012 года, около 14:30 по местному времени.
  • Место и фаза полёта: в 75 км к югу от Джакарты, Индонезия; в полёте.
  • Пользователь: Гражданские самолёты Сухого (ГСС).
  • Рейс: номер 36801, демонстрационный полёт из Джакарты, аэропорта Халим Пердана Кусума (HLP).
  • Экипаж: из 4 человек погибли 4.
  • Пассажиры: из 41 человек погибли 41.

ГСС проводили демонстрационное турне для потенциальных заказчиков Sukhoi Superjet 100 из стран Азии. Презентации успешно прошли в Казахстане, Пакистане и Мьянме, и к 9 мая самолёт прибыл в Индонезию.

Из аэропорта Халим Пердана Кусума было запланировано два вылета. Первый завершился без происшествий, из второго никто не вернулся.

Авиалайнер покинул аэропорт в 14:21 по местному времени, направился на юг и обогнул гору Салак (высота 2 211 метров). После облёта экипаж начал снижение с 3 050 (FL100) до 1 830 метров (FL60). Последний контакт с рейсом пришёлся на 14:30.

Обломки были найдены на следующее утро на почти вертикальном восточном склоне Салака на высоте примерно 1 860 метров.

Читайте также:  UTG M&E набирает формы

Жертвами стали все 45 человек, находившиеся на его борту: 6 членов экипажа, 3 представителя производителя и 37 журналистов и сотрудников компаний — потенциальных заказчиков в регионе.

Расследование контролировала Национальная служба по безопасности на транспорте (NTSC) Индонезии. Причинами катастрофы были названы:

  • недостаточная информированность экипажа о рельефе местности,
  • отсутствие радиолокационной наземной сети о предупреждении нарушения параметров минимальной безопасной высоты (Minimum safe altitude warning, MSAW) в данном районе и
  • отвлечение лётчиков продолжительными разговорами во время пилотирования, отчего те игнорировали сигналы TAWS о сближении с землёй во время нормального снижения.


Sukhoi Superjet 100-95B в аэропорту Джакарта Халим Пердана Кусума (HLP) в день катастрофы 9 мая 2012 года


Во время первого демонстрационного полёта в день катастрофы 9 мая 2012 года

  • Самолёт: Sukhoi Superjet 100-95B, регистрационный номер RA-89011, msn 95019, владелец — ВЭБ-Лизинг.
  • Дата и время: 10 октября 2018 года в 03:20 по местному времени.
  • Место и фаза полёта: аэропорт Якутск Туймаада (YKS), посадка.
  • Пользователь: Якутия (R3).
  • Рейс: R3414 из Улан-Удэ (UUD).
  • Экипаж: 5 человек, жертв нет.
  • Пассажиры: 41 человек, жертв нет; серьёзно пострадавших не было, четверым потребовалась медицинская помощь.

В якутском аэропорту Туймаада одна функционирующая взлётно-посадочная полоса: 05R/23L с асфальтовым покрытием длиной 3 400 метров. Из-за ремонтных работ она была доступна лишь частично. Направление 05R (от ремонтных работ) — только для взлёта, 23L — только для посадки; доступная дистанция для посадки (располагаемая посадочная дистанция) — 2 248 метров. Этого достаточно для Superjet’а.

Рейс R3414 из Улан-Удэ (UUD), приземляясь на полосу 23L ночью в темноте, не остановился в доступном участке и вторгся в зону реконструкции примерно на 250 метров. Это привело к повреждению нижней части фюзеляжа, закрылков, нижней части двигателей, отделению обоих основных шасси от стоек и протечке топливного бака.

Читайте также:  Волга-Днепр и Россия договорились ремонтировать Boeing 747 в Шардже

После расследования Росавиация назвала три косвенные причины инцидента:

  • ВПП была укорочена
  • Правый реверс самолёта не работал

Superjet эксплуатировался с «отложенной неисправностью»: реверс двигателя №2 (по правую руку, если располагаться лицом по направлению полёта) был отключён. Это не критическая поломка, самолёт может успешно останавливаться на полосе с одним работающим реверсом — но при коэффициенте сцепления поверхности свыше 0,4.

  • Полосу не чистили — и молчали

Первоначально состояние ВПП 23L оценивалось коэффициентом сцепления 0,45, эти же данные получил экипаж самолёта при заходе на посадку. Но при обследовании поверхности полосы после аварии был зафиксирован гололёд, значения сцепления после измерений составили 0,25/0,32/0,25. Росавиация обвинила аэродромную службу аэропорта Якутск в «ненадлежащем поддержании в эксплуатационном состоянии элементов лётного поля».

  Якутский Superjet вернулся домой слишком жёстко

  Росавиация винит в аварии Якутск и Якутию


Sukhoi Superjet 100-95B авиакомпании Якутия, регистрационный номер RA-89011, совершивший 10 октября жёсткую посадку в аэропорту Якутска


Жёсткая посадка рейса R3414

  • Самолёт: Sukhoi Superjet 100-95B, регистрационный номер RA-89098, msn 95135, владелец — Аэрофлот.
  • Дата и время: 05 мая 2019 года в 18:30 по местному времени.
  • Место и фаза полёта: аэропорт Москва Шереметьево (SVO), аварийная посадка.
  • Пользователь: Аэрофлот (SU).
  • Рейс: SU1492 из Шереметьево в Мурманск (MMK).
  • Экипаж: из 5 человек погиб 1.
  • Пассажиры: из 73 человек погибли 40.

Авиалайнер, выполнявший рейс в Мурманск, взлетел с ВПП 24C в 18:03. По предварительным данным ТАСС, в него попала молния, после чего отказала механизация и появились проблемы со связью. Экипаж принял решение возврате и аварийной посадке в Шереметьево.

Читайте также:  Двигатели Rolls-Royce на Airbus A330 надо осматривать в два раза чаще

Около 18:17 самолёт пересёк осевую линию взлётно-посадочной полосы на высоте около 730 метров и продолжил правый разворот для захода на посадку.

В 18:30 камеры наблюдения показывают жёсткое приземление: после первого касания поверхности Superjet подпрыгивает, после второго у него загорается топливо в двигателях, пламя охватывает хвостовую часть.

Самолёт съехал с полосы и остановился на траве между ВПП 24L и рулёжными дорожками, после чего началась эвакуация через передние выходы.

Источники в САБ аэропорта Шереметьево подтверждают, что в нарушении всех инструкций, данных кабинным экипажем при аварийной посадке горящего лайнера, множество пассажиров «тормозили эвакуацию, доставая и забирая с собой ручную кладь».

из Twitter-ленты Коммерсантъ


Sukhoi Superjet 100-95B авиакомпании Аэрофлот, разбившийся при аварийной посадке в Шереметьево


Катастрофа Sukhoi Superjet 100-95B в Шереметьево (SVO), графическое представление траектории полёта

  Superjet загорелся при аварийной посадке